Учитель, обучая ребят сегодня в школе,
создаёт общество будущего.
Каждый человек – творец своего счастья.
Я счастлива, что меня окружают те люди, которых я люблю, занимаюсь тем, что нравится, работаю там, где интересно. Мне не стыдно за свои поступки, потому что они обдуманны и делались на благо людям. Удачу я встречаю с надеждой на реализацию новых, иногда даже амбициозных, планов. А поражение я воспринимаю как урок жизни и делаю соответствующие выводы. Такой я стала, благодаря профессии, которую получила в Астраханском педагогическом институте.
Сегодня, я – учитель высшей квалификационной категории. И мне приятно слышать слова благодарности от выпускников за те знания, которые они получили. За 26 лет через мои уроки прошли судьбы более тысячи ребят. Кого-то я учила с 1 класса, кого-то с 5, а кто-то приходил ко мне в 10 классе. С каждым ребёнком находила общий язык.
Признаюсь, что в начале моего педагогического пути работать в школе было легче, чем сейчас. Тогда не было необходимости следить за тем, как ребёнок выполняет задания. Домашние задания каждый ребёнок делал так, как он понял объяснение материала на уроке. Никто не списывал с решебников, ресурсов интернета одни и те же решения. В результате я могла видеть и прорабатывать ошибки каждого ученика. Даже в такое время, как 1996 год – кризисный период нашей страны, – воспитательные и учебные задачи решать было легче, чем сейчас.
Современные гаджеты настолько заполонили жизнь, что поставили учащихся в зависимость. Шагу ступить без них не могут многие ребята. Тем более «добрые дяди и тёти» приготовили в интернете решения всех заданий, примеров, задач. Задумываться о том, как решить, ребёнку не надо. Детская психика не выдерживает такого натиска обилия доступной готовой информации. Что-то надо делать. Ведь, я - Учитель.
Готовясь к конкурсу, я нашла в интернете «Обращение родителей Москвы к высшим органам власти в РФ» от 15 февраля 2021 года.
Меня заинтересовал вот какой момент. Родители пишут, что:
«Всемирная организация здравоохранения официально заявила, что дети наиболее уязвимы к электромагнитным приборам, необходимо проводить многолетние исследования, а также применять предупредительный подход для защиты детей.
На использование беспроводных wi-fi сетей в дошкольных учреждениях и школах введены ограничения в Австралии, Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Израиле, Финляндии, Франции, Швейцарии, Швеции. Во Франции дополнительно введены запреты на использование wi-fi в библиотеках и университетах. Также обращаем внимание, что в европейских странах запрещена установка принимающих антенн на крышах зданий образовательных учреждений и размещение базовых станций сотовой связи вблизи школ и дошкольных учреждений.
Внедрение цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях происходит в условиях отсутствия нормативно-правовой базы в области электромагнитной безопасности населения и окружающей среды.»
Странно! Они наверное не знали, что Спикер Совфеда Валентина Матвиенко в июле 2020 года просила Роспотребнадзор к 1 сентября решить вопрос с мобильными телефонами учеников в школах.
И Роспотребназор решил этот вопрос, НО не в пользу нашей молодёжи.
Знакомьтесь - Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
Вот и приехали!
В первой части пункта 3.5.3 СанПина написано: «3.5.3. Для образовательных целей мобильные средства не используются»
Почему? Эту норму "Российской газете" в Роспотребнадзоре прокомментировали так:
- Мобильные средства связи имеют чаще всего маленький размер экрана, это влечет за собой напряжение органов зрения и нарушение осанки, поэтому мобильные телефоны нельзя использовать во время урока вместо компьютера или планшета, - рассказали "РГ" в пресс-службе ведомства.»
Вот так-так! Неужели учёные мужи забыли, что технологии сайтостроения позволяют просматривать информацию на смартфонах в удобном формате?
В данном случае, ссылка на формат экрана лишена основания, ведь упражнения, примеры, задачи в учебниках, в дидактических материалах тоже имеют небольшой шрифт.
Такое впечатление, что люди принимавшие такое решение живут в другое время и в другом мире. Бороться надо с тем, что дети «живут» в смартфонах: играют в компьютерные игры, списывают с решебников всё, что можно списать, общаются в социальных сетях!!! Переменами с физкультминутками, о которых говорится в упомянутом выше СанПине, здесь не обойтись!! И главное! Никто не может у детей забрать телефоны, потому что это их собственность.
А когда родители забирают телефоны, дети идут работать, зарабатывают и приобретают на свои деньги смартфон своей мечты. И уже сами родители «разводят руками» - «не можем отобрать, говорит: сам заработал». Так мы дойдём и до того, что если ребёнок приобретёт на свои заработанные деньги сигареты или что похуже, родители не смогут у них и это забрать.
Надо, уважаемый Роспотребнадзор, не запрещать, а РАЗРАБАТЫВАТЬ новые нормативы. Для этого изучать опыт учителей, работающих с техническими средствами связи, прислушаться к мнениям родителей учащихся, учитывать их финансовые возможности, исследовать результаты обучения детей с использованием различных приёмов и методик, опирающихся на использовании тех же самых смартфонов. Например, мой опыт сотрудничества с ЯКлассом считаю удачным. Благодаря искусственному интеллекту мне удаётся вовремя увидеть пробелы в знаниях ребят и ликвидировать их ошибки быстро, не упуская процесс.
А лучше вообще ввести обязательную регистрацию самих смартфонов, как регистрируются сегодня автомобили. Да, да! Так за использование телефона ребёнком должны нести ответственность его родители. При его покупке ребёнку родитель обязан будет указать цель - использование смартфона ребёнком, установить и подключить «Родительский контроль» прямо в магазине. Тогда в школе в любой момент времени учитель может связаться с родителями, которые в свою очередь быстро в удалённом доступе решат проблему, возникшую с участием смартфона.
Ребёнок должен быть под присмотром в виртуальном мире так же, как и в реальном.
Вот, к примеру, в реальном мире ребёнок после 22.00 не может появляться на улице без родителей. Так и в виртуальном мире. Ребёнок не должен «посещать интернет» после 22.00, играть в компьютерные игры более 2 часов в сутки. Родительский контроль должен это всё фиксировать.
Кстати, почему бы работу в этом направлении не поручить Сбербанку? Ведь Сбербанк, как никто другой, ближе к родителям наших детей, благодаря пластиковым картам. Именно он сможет организовать виртуальную основу родительского контроля, продать франшизу другим банкам, клиентами которых являются родители наших учеников.
А теперь, о второй части той же статьи 3.5.3 СанПина, где написано: «Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается»
Почему? Согласитесь, что научить детей правильно использовать технические средства, в частности их смартфоны, во благо их же образования можем только мы – учителя!
Я вообще за то, чтобы именно школьная WiFi-сеть перекрывала доступ школьникам к другим мобильным сетям (Мегафон, Билайт, МТС и прочим). Тогда ни один школьник во время учёбы не сможет выйти в социальные сети, на сайты решебников, на сайты компьютерных игр. А смогут они попасть только в Электронный журнал (например, Дневник.ру) и другие сайты из белого списка общеобразовательной организации. Например, на сайт ЯКласс, на мой учительский сайт, в общем те, которые используются в образовательном процессе.
Наши российские программисты быстро решат такую задачу. Но это возможно только на федеральном уровне.
Очень часто на просторах интернета блогеры, стремящиеся заработать, размещают информацию, которую распространять нельзя по морально-этическим соображениям. А дети разных возрастов впитывают это. В России пора уже регламентировать информацию, которую размещают пользователи интернета в российских ветках социальных сетей, создать и запустить в работу специальную службу на федеральном уровне - службу контроля и надзора за состоянием социальных сетей в режиме он-лайн.
Я завидую молодым учителям. В конечном итоге компьютерные технологии, смартфоны будут встроены в систему образования. На партах учащихся будут лежать как учебники, так и смартфоны и они будут дополнять друг друга для полноценного образования. Рано или поздно будут урегулированы отношения в социальных сетях.
Я – всего лишь Учитель, не Министр, не Советник Президента, и идти против СанПина Роспотребнадзора, против распоряжений сверху не в моих силах. Надеюсь, что появится нормативная база, которая позволит учителю использовать новейшие мобильные технические средства для образовательного процесса. Потому, что мы не можем идти назад. Общество должно иди вперёд, чтобы выжить в будущем. А будущее – это компьютерные средства и технологии, которые составляют основу робототехники, искусственного интеллекта, то, с чем будет жить общество дальше.
15 февраля 2021 года.
----
Другие мои статьи
Мечты сбываются. Как я участвовала во Всероссийском конкурсе "Дистанционный учитель года"